МАЛЕНЬКАЯ ЛОЖЬ РОЖДАЕТ БОЛЬШОЕ… ДОВЕРИЕ Здравствуйте, господа лгуны, обманщицы и врунишки. Что? Вы всегда говорите правду, только правду и ничего кроме правды? А вот и ваша
первая ложь!
Психологи утверждают, что каждый (!) человек лжет, обманывает и хитрит по-крупному 4 раза в сутки и так, по мелочи, около 20. Каждый! Исключений нет! Если, конечно, он разговаривает, а не лежит весь день на диване. И не важно, ложь это во спасение, корысти ради или ради самой лжи. Ложь остается ложью под любой благопристойной личиной.
Ну ладно. Собственно, это ваше дело - кому и сколько лгать. Я хочу остановиться на другом аспекте: как сделать вашу ложь правдоподобной.
Для этого вы должны:
а) быть уверенными в себе;
б) обладать хорошей памятью;
в) вместо лжи обходиться полуправдой.
Разберем все по пунктам на личных примерах.
Я - человек, уверенный в себе. Даже где-то самоуверенный (что далеко не одно и тоже). Как-то мне в разгар лета, в самое авральное время понадобился отпуск недели на две. Причин называть не буду, но сразу оговорюсь: зная своего шефа, я могла на 200 % предсказать, что мои доводы его не устроят, и меня он не отпустит. Через пару месяцев - пожалуйста, но сейчас - ни-ни. Я прикинула, что можно соврать, не боясь быть разоблаченной, и выстроила такую гипотезу: я улетаю в далекую Анапу (а от нас она действительно о-очень далеко) для того, чтобы вступить во владение домом и огромным участком, а то будет поздно и придется платить пеню. (Это в действительности так и было, но только имело место за 2 года до описываемых событий, когда я еще не работала в этой компании.)
Со знакомой билетершей был разработан на бумаге маршрут полета туда-обратно и даже выписана бронь на несуществующий билет. Все это я предоставила шефу якобы с целью максимального облегчения последствий моего отъезда. Я заглядывала ему в глаза с озабоченным видом и проникновенно спрашивала, удобно ли будет, если я перед отлетом с утра еще подгоню кое-какие дела, а обратно из аэропорта вернусь сразу на работу, а не домой. Все это вылилось в неожиданное решение шефа не только отпустить меня не на две, а на три (!) недели, но и оплатить мне дорогу в один конец! Вот уж чего я не могла предвидеть. В итоге получилось как нельзя лучше “и честь соблюсти, и капитал приобрести”. Было только одно неудобство: мне пришлось звонить в Анапу давней знакомой и выяснять, какая была в это время погода, а также каковы цены на те или иные продукты. В заключение я привезла бутылку марочного вина шефу и большую южную дыню (с ближайшего рынка) коллективу. И все остались довольны. Кроме того, я так поверила, что летала в Анапу, что когда меня искала мама, которая была посвящена во все перипетии этого дела, то я ни с того, ни с сего ляпнула на какой-то ее вопрос: “Ну откуда я знаю, я ведь в это время была в Анапе!”
По этому поводу хочу сказать следующее.
Старая эскимосская мудрость гласит: чтобы убедить собеседника (или аудиторию) в каком-либо вашем утверждении, необходимо… самому в него поверить. Именно это, как ничто другое, сможет вам помочь. Попробуйте построить очень убедительную лживую фразу, и самой себе (лучше перед зеркалом) втолковывать ее на протяжении некоторого времени.
Например, одна из сотрудниц нашей компании при приеме на работу сказала, что у нее единственный сын 8 лет (хотя у нее была трехлетняя дочь). Почему она увеличила возраст ребенка, я понимала (типичный руководитель обычно отрицательно относится к мамашам с малолетними детьми - сопли, больничные, то да се…), но почему она превратила девочку в мальчика, она толком и сама объяснить впоследствии не могла. Видимо, ей показалось, что для мужчины слово “мальчик” будет звучать как-то убедительнее. Так вот, Светлана Игоревна настолько поверила в то, что у нее восьмилетний сын, что при разговорах о детях у нее моментально загорались глаза, и она начинала рассказывать случаи из жизни несуществующего мальчика. За 3 года ее работы никто (!) из 16 сотрудников не усомнился ни в одном ее рассказе. Вот она, сила убеждения!
А обман ее все же раскрылся, но это было следствие пункта Б), а именно ее недостаточно хорошей памяти. Как-то раз на работе был аврал, а как назло у дочери Светланы Игоревны должен был состояться первый в ее жизни утренник. Она забежала в офис из магазина с большим свертком в руках и стала собираться домой. Сидящий в ее отделе с другими сотрудниками начальник попросил ее остаться и помочь доделать работу, на что С.И. скорчила гримасу и проныла: “Анатолий Андреевич! Ну сегодня я никак не могу остаться. У моей дочки сегодня первый в жизни утренник, я вот несу ей платье (при этом она раскрыла сверток и продемонстрирована малюсенькое платьице), да и бант ей там завязать некому”.
Все раскрыли рты, а начальник, который вопрос о детях обсуждал при приеме на работу со всеми досконально, так просто раздулся на глазах от такой наглости:
- Какая дочь?! Когда Вы ее родили? Вы говорили, у Вас один сын, уже школьник!
Конечно, оказавшаяся в тот роковой момент забывчивой С.И., стала что-то лопотать, но было поздно. В конце концов люди перестали с ней общаться, и ей пришлось уволиться.
А из этого мораль: если что-то солгал, мало убедить в этом окружающих. Надо эту убежденность постоянно поддерживать, а главное - самому не забыть о том, в чем вы их пытаетесь уверить.
А из этого следует третье: чтобы разоблачение не состоялось, вам нужно искусно переплести правду с ложью. Подмешайте в свою речь пару правдивых утверждений (вспомните фильм о гардемаринах: там в конце Бестужев в архив с поддельными письмами кладет парочку настоящих, и весь архив как бы приобретает подлинность). Хорошо бы ваш собеседник знал те подлинные факты, что вы включаете в речь, или хотя бы мог их легко проверить. Убедившись в верности этих высказываний, он автоматически станет считать верными и другие утверждения. Кроме того, старайтесь строить ваш рассказ так, чтобы ложь не могла быть сразу выявлена. Именно таким образом строят свою пламенную речь пиарщики во время избирательных кампаний, распространители пресловутого “Гербалайфа” и иже с ними.
Если вы отчаянно нуждаетесь в том, чтобы ваша ложная информация была принята за правду, а человек, которому вы это внушаете отличается недоверчивостью или имеет склонность к анализу всей поступающей информации, или у вас в запасе мало времени для основательного аутотренинга, но при этом вам нужно провести беседу, к которой отнюдь нельзя применить слово “правдивая”, то постройте свою речь по вышеописанному принципу и проверьте, как она подействует на вас или ваших домашних (разумеется, если они посвящены в вашу проблему и заинтересованы в ее решении). Попробуйте подойти к своей информации предвзято, найдите как можно больше доводов в пользу этой теории, отыщите слабые места и попытайтесь их обойти или сгладить. Идеально, если вы и ваши домашние поверят в эту теорию. Но даже если будут сомнения, у вас появится масса доводов при вопросах въедливого оппонента.
Если это показать схематично, то все должно выглядеть так:
- Героин - это белая смерть (истина)
- Смерть - это сон (своеобразная полуправда)
- Сон - это здоровье (бесспорно),
значит
- Героин - это здоровье (полная галиматья, но глядя на последовательность утверждений, логично).
Надеюсь, эти уроки лжи вам не пригодятся, или вы их будете применять как можно реже. Наверняка вам приходилось применять эти методы на практике чисто интуитивно. И каковы же были результаты? Может быть, поделитесь?
И напоследок вот что хочу вам сказать: не лгите просто ради лжи. А если у вас есть веские основания, то лгите так, чтобы не пострадала ваша репутация.
Ведь репутацию легко подмочить, а высушить, увы, очень трудно.
Елена Некрасова
Журнал «Женские страсти»