Каким
я хочу видеть своего ребенка? Добрым, жизнерадостным, смелым, умным,
уверенным в себе. Сознательно ставлю качество «доброта» на первое место
в своей иерархии ценностей. Потому что, хочу чтобы, моего ребенка
любили, чтобы он жил, окруженный этим прекрасным чувством. Хочу, чтобы
он чувствовал себя любимым (а значит и счастливым) в семье, в детском
саду, в школе, на работе. Знаю, что мой ребенок столкнется со злом,
предательством, завистью, ненавистью. Жизнь есть жизнь. Я не хочу,
чтобы он ожесточился, стал равнодушным и циничным, перестал верить в
любовь. Пусть он растет добрым, умеет любить, сочувствовать и прощать.
Подобное притягивает подобное.
В
возрасте от 3 до 5 у ребенка интенсивно формируется такие эмоции, как
любовь, нежность, жалость, сочувствие и сострадание. Первые уроки
доброты он получает у родителей. Когда наш взгляд выражает любовь и
доброжелательность, ребенок научится также смотреть на людей. Если мы
видим вокруг себя одних негодяев и подлецов, то такое же восприятие
мира навязываем своему ребенку. Ребенок программирует себя по нашему
образцу и подобию. Какие мы, такие и наши дети. В большинстве случаев
они – наше зеркало. Как часто видят нас наши дети раздраженными,
недовольными, равнодушными, с сердитым или перекошенным от злости
лицом? Как часто слышат они наши крики, оскорбления, упреки, негативные
отзывы о других людях? Ответим честно на эти вопросы, и будем помнить,
что воспитание детей начинается с самовоспитания, с личного примера.
Добрый
человек всегда ориентируется на других людей, он видит и слышит их.
Сначала нобходимо прививать внимательность ребенка к членам семьи, а
затем и к другим людям. С двух лет малыш может помогать родителям. Он
может, стоя на стуле, мыть небьющуюся посуду, нести в рюкзаке часть
продуктов из магазина, брызгать листья растений, вытирать пыль,
пылесосить, мыть шваброй полы. Конечно, ребенок не сделает это так же
качественно, как это делаем мы. Но ведь главное в другом – научить
ребенка получать удовольствие, когда он делает приятное и хорошее
другим. Только не следует материально награждать и захваливать детей за
ласку, за внимательность, заботу и помощь. Достаточно спокойных слов
одобрения: ребенок должен привыкнуть считать такое поведение нормой.
Рождение
младшего братишки или сестренки может быть толчком к развитию
заботливости. Ребенок учится делиться лакомствами и игрушками с
маленьким. Перестанет быть эгоистичным, что часто можно наблюдать в
семье с единственным ребенком. Родителям нужно вместе с первенцем
заботиться о малыше, вместе любить его, а не отстранять старшего
ребенка от помощи, мотивируя это тем, что первый ребенок еще маленький.
Соучастие в заботе и в уходе формирует готовность прийти на помощь и
умение оказать ее. С ребенком от 4 лет можно поиграть в игру «Хорошие
поступки» – предложить периодически делать сюрпризы знакомым и
незнакомым людям. Например, подарить цветы (дачные или полевые)
продавщице из соседнего магазина, угостить ребят из песочницы
конфетами, отнести подарки в дом ребенка, нарисовать яркую картинку,
написать на ней хорошие пожелания ( при помощи мамы) и опустить в
соседский почтовый ящик, выучить песенку про бабушку и спеть ей и т.д.
Замечательно, если вы научите ребенка делать приятное другим людям
просто так, без повода и не в праздники. Вспомните своих знакомых,
которые не любят свои дни рождения. Скорее всего, они чувствовали, что
их любят, о них помнят, им делают подарки только раз в году, в свой
день рождения, а в остальные дни чувствовали себя не такими уж
счастливыми.
Совершая
добрые поступки, у ребенка повышается самооценка, он чувствует себя
хорошим и нужным, учится не только брать от жизни, но и отдавать. Это
нужно делать, потому что в более старшем возрасте родители сталкиваются
с непослушанием и эгоизмом своих детей, не знают, как его дальше
воспитывать и обращаются за помощью к психологу. Психолог, работая с
ребенком, замечает следующую картину. Ребенок не может нарисовать
рисунок по теме: «Мой самый лучший поступок в жизни». Он не может
вспомнить, что хорошего он сделал или рисует, как делает уроки, читает
книгу и т.д. Ребенку дается задание: в течение недели записывать каждый
день по одному совершенному хорошему поступку. В записях читаем
следующее: «Дал запасную ручку однокласснику», «Слушал маму», «Не
плакала» и т.д. Если вы не хотите, чтобы, будучи школьником, ваш
ребенок отвечал на вопросы примерно также, учите его быть добрым.
Нравственное развитие нельзя ставить в ущерб интеллектуальному и
физическому. Пронаблюдайте за своим малышом: умеет ли он сочувствовать
другим людям? Жалеет ли ребенок вас, когда вы плохо себя чувствуете или
заболели? Или остается равнодушным и ведет себя так, как всегда? В
детских садах иногда мы видим такую картину: дети смеются над тем
ребенком, кто плачет.
Сочувствие
возможно только тогда, когда мы знаем и можем различать свои
собственные чувства. Только тогда мы можем уловить то или иное чувство,
испытываемое другими. Если ребенок будет определять свои эмоции,
переживания, он сможет увидеть их и в других людях. Очень важно
помогать детям обозначать словами свои чувства. «У меня прекрасное
настроение», « Мне больно…, радостно…, приятно…, плохо…, весело », «Я
боюсь…, рада…, счастлива…, сердита…, огорчена» - если ребенок слышит,
как мама выражает свое внутреннее состояние, то научится этому у нее.
Также необходимо эмоционально развивать ребенка. Помогут в этом
следующие упражнения. Нарисуйте с малышом солнышко, которое хмурится,
радуется, смеется, плачет, огорчено, обиженно, удивлено, испуганно.
Спросите ребенка, какое вы нарисовали солнышко. Если малыш
затрудняется, помогите ему: «Это печальное солнышко», «Это веселое
солнышко» и т.д. Вместе с ребенком изобразите различные эмоции с
помощью мимики. Малышу очень понравится это занятие и доставит много
удовольствия. Гуляя в парке, произносите какую-нибудь фразу разными
интонациями, предложите ребенку прочитать четверостишие «по-доброму»,
«грустно», «ласково», «весело», «сердито», «безразлично», «жалобно».
Предложите малышу станцевать «бабочку», «лошадку», «кошку», «цветок»,
«молоток». Когда ребенок справился с первой частью задания, то пусть
танцует «радость», «страх», «горе», «веселье», «удивление», «каприз».
Музыку можно использовать любую, важно, чтобы это не были песни со
смысловым, понятным для детей текстом.
Рисуйте эмоции пальцами. В продаже уже давно появились пальчиковые краски.
Слушайте
музыкальные отрывки, попросите детей описать настроение музыки: веселая
– грустная, бодрая – усталая, спокойная – усталая, медленная – быстрая,
ясная - мрачная. Все эти упражнения не займут у родителей достаточно
времени и доставят ребенку радость и, несомненно, пользу. Обсуждение
книг, мультфильмов, реальных жизненных событий также помогут ребенку
стать внимательным к тому, что происходит вокруг него и с окружающими
его людьми, научит замечать, когда люди радуются и огорчаются, понимать
причины их эмоционального состояния. Нужно ли детей учить прощать своих
обидчиков? Конечно, да. Иногда родители сами не прощают тех, кто сделал
им больно или предал. Эта обида и злость, находящиеся внутри нас,
сказывается негативно не на наших обидчиках, а в первую очередь на нас
с вами. Если вашего ребенка обидели, помогите ему сделать вывод, что
есть люди, с которыми не стоит дружить и общаться. Учите его давать
сдачи, умению постоять за себя, но не допускайте, чтобы злость, месть,
обида пустили корни в его душе. Уметь прощать – значит принимать людей
такими, какие они есть, не застревать на своих негативных переживаниях
и продолжать радоваться жизни.
Испокон
веков философы и религиозные мыслители спорили, человек – добро или
зло? Существует догма о врожденном от природы зле человека.
Представители гуманистической этики настаивают, что человек от природы
добр. Трудно с этим не согласиться. Смотря на лица младенцев, маленьких
детей, трудно найти в них что-то злое и отталкивающее. Какими вырастут
наши дети, какой выберут путь – это зависит только от нас.
Татьяна Карниз www.life-lyrics.org
|