ЗАИКАНИЕ. Сложное
нарушение речи – заикание - возникает чаще всего у легко возбудимых,
нервных детей в возрасте от двух до пяти лет, в период формирования
речи, в результате воздействия на организм ребёнка неблагоприятных
обстоятельств внутреннего и внешнего характера. Такими обстоятельствами могут быть: * тяжёлые инфекционные и другие заболевания, ослабляющие нервную систему ребёнка;
* психические травмы - испуг, резкое обращение со стороны взрослых,
боясь новой обстановки (ребёнок поступает в детский сад), перегрузка
впечатлениями и т.д.; * неряшливая речь окружающих - быстрая, неразборчивая; * отсутствие в речи некоторых звуков - косноязычие; * подражание заикающимся. Причины заикания
Бывает, что виновники заикания ребёнка являются сами родители, которые
слишком перегружают его речь. Например, желая показать своим знакомым
способности малыша, они заставляют его много декламировать,
рассказывать сказки, отвечать на сложные вопросы, поощряют излишнюю
болтливость. Взрослые забывают при этом, что ничего аппарат ребенка ещё
недостаточно сформировано и не готов для такой чрезмерной для него
речевой нагрузки. Иногда родители сообщают детям сведенья, не
соответствующие их возрасту развития. Родители в восторге от «учености
ребенка», но слова эти, не свойственны его возрасту, затрудняют ребенка
и в результате могут привести к заиканию. Очень часто причиной
заикания оказывается ежедневные перегрузки впечатлений. Кино,
телевизор, компьютер, праздничные ёлки, большое количество игрушек -
всё это приводит к перенапряжению нервной системы ребёнка и в
результате - дефекту речи. Заикание в отличие от большинства
других речевых нарушений бывает длительным и стойким (иногда вплоть до
поступления ребёнка в школу и дальше). Заикание на начальной
стадии обычно не очень беспокоит ребёнка, но, усиливаясь, но вызывает,
особенно у более впечатлительных детей, болезненные переживание:
боязнь, говорить, чувства острого стыда перед окружающими, желание
скрыть свой недостаток. Заикающиеся дети начинают избегать разговоров,
смущаются, говорят тихо. Подобные переживания отрицательно
действуют на психику, изменяют характер ребёнка. Чувствуя разницу между
собой и своими сверстниками, он становится раздражительным, мнительным,
нелюдимым. Взрослые должны помнить об этом и относиться к заикающимся
детям особо внимательно. Каждый родитель, няня, бабушка,
дедушка должны помнить, что работу по развитию у ребёнка плавной,
спокойной, речи они должны проводить не от случая к случаю, но и в
продолжение всего общения с ребёнком. Игровые упражнения по снятию тонуса * Помахать руками, как птичка крылышками. * Помахать руками, как бабочка крылышками. * Помахать руками над головой, как при прощании * Помахать расслабленными кистями рук как полоскание белья. * Уронить расслабленные руки из положения рук в стороны. * Встряхнуть расслабленными кистями рук, как при встряхивании брызг воды. * Наклонить голову вперёд, назад, направо, налево. * Медленно вращать руки над головой. * Медленно покачиваясь расслабленными руками по бокам туловища. * Медленно, плавно раскачиваясь, руки справа налево, имитируя кошение травы. Игровые упражнения для развития дыхания Навыки правильного дыхания надо вырабатывать, с простейших игровых приёмов, постепенно усложняя их. * Задуть свечу. Спокойно
вздохнуть через нос и также спокойно выдохнуть (через рот) на свечу
произнося шёпотом ф-ф-ф (свечой) служит указательный палец правой руки.
* Сдуть с руки ватку Мама кладёт ребёнку на ладонь
маленький кусочек ватки. Держа ладонь с ваткой на уровне рта, ребенок
на выдох сдувает ватку на пол. * При вдохе понюхать цветок
Навыки естественного вдоха и вдоха хорошо прививать детям на таких
дыхательных играх-упражнениях: дать ребёнку понюхать цветок, духи,
фрукты. * На выдох подуть на пригоршни рук, имитируя дутьё на горячий чай, на озябшие руки, произнося при этом шёпотом ф-ф-ф. * Понюхать ветку Няня поднимает ветку в руке и предлагает ребёнку её понюхать. Ребёнок, поднимаясь на носочки, делает вдох, опускаясь, - выдох. * Подуть на "ушибленное" место руки Вдохнув через нос, на выдох дуют на " ушибленное" место руки - на палец, ладонь др. * Понюхать надушенный платочек На вдох понюхать надушенный платочек, на выдох произнести одно слово ХОРОШО. Произношение должно быть спокойное, медленное, по слогам: ХО-РО-ШО. Потом на выдох произнести фразу в две - три слова: "Очень Хорошо", "Очень Хорошо пахнет".
Для разнообразия можно давать деткам понюхать яблоко, апельсин,
мандарин и.т.д. Затем дети должны сами придумать фразу и произнести её
на выдох, например: "Очень душистое яблоко". Необходимость
занятий по развитию у заикающихся детей правильного речевого дыхания
обусловлена тем, что они часто боятся звука собственного голоса,
говорят тихо, неуверенно, и это ещё усиливает дефект их речи. Поэтому
эти упражнения и нужны для развития правильной речи вашего ребёнка. Развитие речи у заикающегося ребёнка
Развитие у ребёнка плавной, спокойной речи способствует отраженное
чтение коротких стихотворений, рассказов, сказок, ответы на вопросы по
прочитанному, а также рассказы по картинкам. При отраженном
чтении, фразу сначала произносит взрослый, а затем ребёнок повторяете
самостоятельно. Для отраженного чтения, а потом и для самостоятельного
чтения наизусть, рекомендуется стихотворный материал, так как гладкий,
ритмичный текст стихов хорошо помогает заикающимся детям изживать
торопливость, аритмичность речи. Многим заикающимся детям сразу
доступно чтение стихов, но в том случае, если ребёнок произносит их с
затруднениями, помимо отраженного чтения, можно предложить читать
стихи, сопровождая каждое слово хлопками или ударом руки по столу,
бросая мяч, маршируя, а если это возможно и под музыку. Игровые упражнения для развития голоса Игровые упражнения для развития проводятся на хорошо знакомых детям звукоподражаний:[/b] * Паровозному гудку - у-у-у * Вою волка - у-у-у
* Ауканью в лесу - ау-ау-ау; упражнения проводятся по типу игры "ЭХО":
отец или мать громко произносят ау, а ребёнок чуть тише отвечает ау; * Плачу ребёнка - уа-уа; * Шипенью гуся - ш-ш-ш; при произношении этого звука зубы стиснуты, губы выгнуты чашечкой; * Жужжанию пчелы, жука - ж-ж-ж; положение зубов, губ то же, что и при произношении звука "ш", только с участием голоса;
* Комару, мухе - з-з-з; для произношения этого звука надо предложить
ребёнку растянуть губы, как при улыбке, и произносить длительно и
громко з-з-з; * Лопающиеся пузыри - с-с-с; артикуляция этого звука та же, что и звука "З", только без участия голоса; * Вою ветра - в-в-в; * Крику гусей - га-га-га.
* Для голосовых упражнений можно использовать целый ряд и других
звукоподражающих, например крику кукушки - ку-ку-ку, вороне - кар-кар,
корове - му-у. Для развития координации слова и движения можете использовать считалками.
|