"Волшебные слова" Как воспитать вежливого ребенка Часть 1
Вежливость – одно из важнейших качеств культурного человека. Не
имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление
на окружающих. Поэтому родители стараются привить ребенку вежливость с
самых ранних лет. Некоторые дети легко усваивают эти нормы, а некоторым
это дается с трудом. Почему так происходит и как воспитать ребенка
вежливым человеком?
Нина Любимова Психолог
Что такое «вежливость»?
С тем, что вежливость – это очень важно, мало кто поспорит. Многие
родители в своих мечтах представляют своих 3-4-летних карапузов
настоящими маленькими «леди» и «джентльменами». Что же родители
понимают под словом «вежливость»?
Мама Арина, сыну Мише 4 года: «Мне хотелось бы, чтобы
Мишенька чаще пользовался «волшебными» словами: «здравствуй», «до
свидания», «спасибо», «пожалуйста». Чтобы он сам вспоминал, что надо
это слово сказать. Сейчас же мне приходится постоянно об этом
напоминать».
Мама Света, дочке Соне 5 лет: «Мне хотелось бы, чтобы Соня
вела себя более культурно. Приходим, например, в гости или в
поликлинику, а она начинает бегать, громко смеяться, шалить. Мне
кажется, что это какое-то невежливое поведение, ведь она мешает другим
людям. Лучше бы она спокойно посидела, а то мне стыдно за нее. Мне
кажется, что люди смотрят и меня осуждают, что не смогла ребенка воспитать».
Мама Полина, сыну Саше 4,5 года: «Меня расстраивает, что
Саша часто дерется. Может и бабушку ударить, и детей в саду. И никогда
прощения не попросит, будет смотреть упрямо в пол и молчать. Хотелось
бы, чтобы он научился хотя бы минимальной вежливости - прощения
просить».
Видите, как по-разному родители понимают вежливость! У каждого из них свой образ того, каким должен быть их ребенок,
чтобы считаться вежливым малышом. А что такое «вежливость» для вас? И
какое из «волшебных» слов вы считаете главным? Поняв это, вы сможете
выстроить воспитательную линию поведения.
Вежливость, растущая вместе с ребенком
Когда можно начинать прививать малышу нормы
вежливости? Кто-то из родителей уверен, что это качество нужно
воспитывать с пеленок, а кто-то и про 4-летнего карапуза скажет, что он
«еще не способен этого понять». На самом деле более правы сторонники
«пеленочного» подхода, и вот почему. Ребенок с самых первых дней живет и воспитывается в
определенной среде, и, как губка, впитывает ее особенности. Путь,
который проделывает ребенок за первый год жизни,
поистине огромен: от крохотного несмышленыша до человечка, способного
общаться и находить контакт с окружающими его людьми. И именно в это
время закладываются первые нормы вежливости. Как же это происходит,
ведь ребенку пока невозможно их объяснить? Он их
усваивает, видя, как общаются между собой и с ним его родные люди.
Давайте разберем несколько ситуаций.
Ситуация первая: Аня и Максим – молодые супруги,
воспитывающие годовалого Данилу. В их семье принято говорить спокойным
тоном, употребляя вежливые слова «спасибо», «пожалуйста», «на здоровье»
и т.д. Даже разговаривая с Данилкой, мама Аня не забывает об этих
словах: «Даня, дай мне, пожалуйста, погремушку. Вот спасибо!», «Кушай
кашку. Приятного аппетита!», «Спокойной ночи, сынок!», «Я тебя случайно
толкнула. Извини, пожалуйста!».
Ситуация вторая: Маша и Кирилл – тоже молодые супруги, и у
них растет 11-месячная Катюша. Но стиль общения в их семье совсем
другой. Слова «пожалуйста» или «извини» практически не звучат из уст
взрослых. И в общении с малышкой мама Маша обходится без них. Вместо
Спокойной ночи!» звучит «Спи быстро!», вместо «Дай, пожалуйста!»
слышится «Отдай, а то сейчас влетит!».
Как вы думаете, в какой ситуации ребенок
быстрее научится вежливости? Конечно же, в первой. Если в семье
вежливый и уважительный стиль общения, то он является привычным для ребенка
с первых месяцев жизни. В этом случае и «волшебные» слова появятся в
лексиконе очень рано. Эти слова появятся естественно, без чтений лекций
и педагогических внушений. И на вопрос «Как вы смогли воспитать ребенка
таким вежливым?» родители либо ответят, что он «как-то сам» таким стал,
либо скажут, что «мы сами так себя ведем, поэтому и малыш за нами
тянется». Во второй ситуации развитие вежливости находится под вопросом.
Ребенок не знает другого общения между взрослыми, а оно носит
вульгарно-агрессивный характер. Общеупотребимые «волшебные» слова
заменяются либо сленговыми «клево», «супер», либо не употребляются
вообще. И в этом случае вежливость сама собой не появится. Возможно,
родители когда-нибудь задумаются над тем, почему ребенок
не умеет здороваться, прощаться и говорить «спасибо». И тогда, скорее
всего, его будут принуждать к этому «силовыми» методами, вместо того
чтобы поменять что-то в своем поведении. А когда мама услышит из уст
карапуза: «Ну-ка дай мне быстро ту игрушку, а то влетит!» вместо фразы
«дай, пожалуйста», то скорее отругает его, вместо того чтобы
задуматься, почему именно такая форма обращения выбрана ребенком.
Ребенок – как глина: что слепишь, то и будет. Если вы
когда-нибудь занимались отливкой из гипса, то можете вспомнить простую
вещь. Если у вас в руках резиновый шаблон в виде зайчика, то, как ни
старайся, мишка из гипса не получится. Так вот «шаблон» – это стиль
отношений в семье, а жидкий «гипс» – это ребенок. Каков шаблон, такая получится и отливка. Поэтому первый и главный этап в воспитании вежливости ребенка – это демонстрация ему правильного примера взрослыми.
http://www.2mm.ru/vospitanie/836
|