Внимание, дорога!
В первую очередь очень важно самим всегда соблюдать правила дорожного движения.
Если, гуляя с ребенком, вы переходите дорогу только на зеленый свет,
пользуетесь наземными и подземными пешеходными переходами, малыш с
самого раннего детства усвоит, что поступать нужно именно так, а не
иначе. Если же мы сами частенько пренебрегаем этими простыми правилами,
все наши нравоучения будут для малыша пустым звуком. Дети во всем
копируют взрослых, помните об этом. Почему же ребенку
нельзя перейти дорогу в неположенном месте, если то же самое делает
мама, пусть и изредка? Лучше набраться терпения и подождать зеленого
сигнала светофора лишнюю минуту, чем внушить ребенку, что допустимо не соблюдать правила.
Всякий раз, когда вы переходите с малышом через проезжую часть,
проговаривайте алгоритм действий: «Сначала смотрим налево, доходим до
середины дороги, затем смотрим направо». Приучайте малыша внимательно
смотреть на дорогу даже в том случае, если вы идете на зеленый свет
светофора. К сожалению, попадаются водители для которых правила не
писаны… Объясните ребенку назначение «зебры» на
дороге, разберитесь, что обозначают те или иные дорожные знаки. Было бы
здорово поиграть дома с игрушечными машинками и плюшевыми «пешеходами»,
нарисовав на листах бумаги и развесив по квартире знаки дорожного
движения. Любая наука лучше запоминается в игре…
Будьте осторожны при поездках на общественном транспорте
и обучайте осторожности малыша. Не пренебрегайте правилами, какими бы
простыми они вам не казались. Подходить к дверям автобуса, троллейбуса
или маршрутного такси следует только после полной остановки транспорта,
иначе можно поскользнуться и оказаться под колесами. Кроме того, вас
может толкнуть кто-нибудь из напирающих сзади пассажиров. Входя в
трамвай или автобус, пропустите вперед ребенка. Самых маленьких лучше взять на руки. Выходите из транспорта первой, затем помогите выйти малышу, придерживая его за руку.
Лифт – не совсем транспорт, но как и любые механизмы
может представлять чрезвычайную опасность. В открывшийся лифт всегда
первым заходит взрослый, за ним – ребенок. Малыша лучше держать за руку. При выходе – наоборот: ребенок первый, мама за ним. Не позволяйте малышу скакать в лифте – от этого он может «застрять».
Дорогие родители, помните, что детская безопасность зависит от
нас. Задача взрослых не только постоянно опекать и оберегать малышей.
Мы просто обязаны научить их заботиться о себе. Но делать это нужно
грамотно и бережно, чтобы малыш не стал воспринимать окружающий мир как
враждебный, полный опасностей, бед и злых людей. Нет, мир прекрасен и
удивителен, открывать его для себя интересно и весело. Просто нужно
всегда быть внимательным по отношению к себе и близким. И тогда беды
обойдут вас и ваших замечательных малышей стороной! http://www.2mm.ru/vospitanie/779
|
Я потерялся!
Тому из родителей, кто хоть раз терял своего ребенка
(пусть всего на пару минут), почти наверняка знакомо всеохватывающее
чувство паники, которое сковывает тело и мешает трезво мыслить. Малышу,
который вдруг обнаружил, что мамы или папы нет поблизости, не лучше.
Ему страшно одному в толпе чужих людей. И даже если вы стараетесь не
выпускать руку малыша в людных местах, ситуации, когда ребенок
теряется, случаются не так уж и редко. Но, если и родители, и, главное,
малыш четко знают, как вести себя в экстремальных ситуациях, беды не
произойдет. Давайте научим своего кроху правильному поведению в
общественных местах, чтобы нам никогда не пришлось переживать эти
страшные минуты.
В супермаркете. Прежде всего, малыш должен четко
усвоить, что, совершая с мамой и папой семейные покупки в крупном
магазине, он не должен терять родителей из виду. Держать ребенка
все время за руку практически невозможно, ведь мы то и дело
останавливаемся у витрин, берем в руки какой-то товар, отвлекаемся от
малыша на короткое время. Шустрому любопытному карапузу этого времени
бывает вполне достаточно, чтобы улизнуть от родителей, затеряться в
толпе или задержаться в отделе игрушек. Поэтому, приучайте ребенка
к мысли, что не вы следите за ним, а ОН за вами. Если малыш уже не
помещается в тележку для покупок, пусть он держится за нее рукой и
непременно сообщает вам о том, что хочет задержаться возле того или
иного товара. Тогда вы просто остановитесь и подождете его. Расскажите малышу о том, что он должен делать в случае, если вдруг не обнаружил родителей поблизости. Внушите ребенку
важную мысль: вы очень его любите, переживаете о нем и никогда не
будете ругать, даже если малыш потерялся по собственной неосторожности,
не выполнив ваших правил. Это поможет ему вспомнить все то, чему вы его
учили и поступить правильно. Самое лучшее, что может сделать ребенок,
потерявшийся в толпе, это оставаться на месте и ждать. Можно даже сесть
на пол. Рано или поздно мама с папой непременно его найдут. Ребенок
должен знать, что он ни в коем случае не должен выходить из магазина,
чтобы «подождать родителей возле машины». К сожалению, не во всех
супермаркетах есть охрана, которая не выпустит ребенка одного на улицу. Расскажите, а еще лучше, покажите малышу
тех людей, к которым можно обратиться за помощью: милиционеры,
охранники, служащие супермаркета, кассиры. Одним словом, все люди в
униформе. Им можно довериться, они помогут. Ни с кем другим, пусть даже
этот человек кажется добрым и хорошим и обещает отвести к маме, ребенок
идти ни при каких обстоятельствах не должен. Если кто-то пытается
увести его силой, пусть громко кричит: «Папа! Мама!» Умеющий хорошо
говорить малыш должен знать на зубок свои имя, фамилию, домашний адрес
и, хорошо бы, телефон. Эту информацию нужно выучить с ребенком и
обязательно повторять время от времени. Если имя и фамилию малыши
запоминают хорошо, то адрес частенько забывают. Было бы не плохо,
отправляясь с ребенком в людные места, положить в карман его одежды
записку с именем, фамилией, адресом и номерами мобильных телефонов
родителей. Еще лучше, выгравировать эти данные на металлической
пластинке, прикрепить на цепочку и пристегивать внутри кармана детских
брючек, чтобы малыш ее ненароком не потерял. Сейчас в продаже можно
найти специальные брелоки, куда записывается вся информация о ребенке.
Моя милиция меня бережет
Очень важно никогда, ни при каких обстоятельствах не пугать ребенка
стражами порядка («Будешь баловаться, тебя милиционер заберет!»). Не
делайте этого сами и не позволяйте другим. Может получиться, как в
рассказе Носова «Милиционер». Мальчика так запугали милицией, что,
потерявшись, он ни в какую не хотел называть имя и адрес очень доброму
и участливому представителю этой хорошей профессии. |
На вокзале, в аэропорту. Здесь верны все правила,
о которых говорилось выше. Только следить за малышом нужно еще
тщательнее, ведь и опасностей на вокзале куда больше, чем в магазине.
Каждый раз, когда вы оказываетесь на вокзале или в аэропорту,
отправляясь в путешествие, напоминайте ребенку
правила поведения. Обращайте его внимание на то, что он ни в коем
случае не должен никуда от вас отходить, не спросив разрешения. В
случае если он потеряется, можно обратиться за помощью к милиционерам,
охранникам, кассирам.
В метрополитене. Заходя в вагон поезда, крепко держите ребенка за руку и пропускайте его впереди себя. На всякий случай, объясните ребенку,
как себя вести в том случае, если он оказался в вагоне, двери
захлопнулись, а вы остались на перроне. Даже если вам кажется, что с
вами такого никогда не произойдет, лучше быть готовым к любым
неожиданностям. Малыш должен знать, что, проехав одну станцию, ему
следует выйти из вагона, отойти в сторону от края перрона и ждать вас.
А вы непременно приедете следующим поездом. Если же все произошло с
точностью до наоборот (мама уехала, а малыш остался на перроне), то и
здесь нет никакого повода для паники. Опять же, нужно отойти от края
платформы (лучше сесть на скамейку, если такая есть поблизости) и ждать
маму.
В парке, в лесу. Прогулки в парке – замечательная
возможность приятно провести время всей семьей. И для того, чтобы такой
отдых не превращался для вас в сплошную «нервотрепку», с самого раннего
возраста для малыша должно быть абсолютным табу слишком далеко уходить
от вас. Конечно, ходить в парке исключительно за ручку с мамой глупо.
Но вот убегать и, особенно, «прятаться» от нее – абсолютно недопустимо.
Малыш должен знать, что бегать и играть ему можно только там, где видно
родителей, а те, в свою очередь, должны видеть его.
Не редки случаи, когда во время семейного пикника в лесу, пока
взрослые заняты костром или приготовлением шашлыка, малыши ищут себе
развлечения самостоятельно. И происходит, как в той сказке о Маше и
Медведе: деревце за деревце, кустик за кустик, вот и отошли довольно
далеко от лагеря. Потеряться в лесу очень легко. И очень страшно. Но
если ваш малыш четко усвоил, что НУЖНО ОСТАВАТЬСЯ НА МЕСТЕ, вы очень
быстро его отыщите. Взрослые в этом случае должны разделиться,
отправившись на поиски одновременно в разных направлениях, периодически
окликая ребенка. Малыш, в свою очередь, тоже должен громко звать на помощь. Очень полезно для прогулок на природе купить ребенку хороший свисток. И в том случае, если он потерялся в лесу или парке, его свист будет отлично слышен на сотни метров.
Если в парке или в лесу есть пруд, от вас потребуется
дополнительное внимание. Причем, даже совсем небольшая глубина может
представлять опасность для малыша. Не разрешайте крохе одному подходить
к воде, а сделайте это вместе. Если берег пологий, малыш может поиграть
у воды под вашим неустанным наблюдением. Если же берег обрывистый, ни в
коем случае не выпускайте руку ребенка из своей и не подходите близко к краю. http://www.2mm.ru/vospitanie/779
|
Осторожно: незнакомец!
Даже если ваш ребенок еще слишком мал, чтобы гулять
без взрослых и отпускать его одного на улицу вы пока не собираетесь, он
должен четко усвоить основные правила общения с незнакомыми людьми.
Большинство из нас внушает детям, что нужно быть воспитанным и вежливым
по отношению к людям, не грубить и не врать. Все это, конечно, верно.
Но именно тихие, воспитанные дети чаще становятся жертвами
преступников. Ведь их так просто обмануть, а сами они приучены всегда
говорить взрослым только правду. Как же быть, неужели нужно растить ребенка лгуном и грубияном? Грубияном растить не нужно, а вот втолковывать малышу, что среди хороших и добрых людей иногда попадаются и плохие, просто необходимо. С раннего детства ребенок должен четко знать важные правила:
- Никогда не разговаривай с незнакомыми людьми и ничего у них не бери.
- Никогда не садись в машину к незнакомцу и никуда с ним не ходи.
У незнакомого человека нельзя брать НИЧЕГО: ни конфеты, ни игрушки,
ни подарки, ни что-то, что «нужно передать маме». В ситуации, когда ребенку
предлагают пойти или поехать куда-либо с незнакомцем («посмотреть
коллекцию Барби», «сняться в кино», «покормить котят» и т.п.), малыш
должен отвечать только одно: «Сейчас я спрошу разрешения у мамы».
Ребенок должен быть готов и к провокации со стороны незнакомца: «Я
думал, что ты уже большой, а ты все у мамы разрешения спрашиваешь!»
Ответ и в этом случае должен быть твердый и однозначный. Объясните малышу,
что если кто-либо схватил его за руку и куда-то тащит или пытается
затолкать в машину, дозволены АБСОЛЮТНО все методы самообороны. Можно
грубить, врать, лягаться, кусаться, кричать. Кстати, кричать в подобной
ситуации нужно не «Помогите!», а «Это не мой папа (мама)! Меня зовут
так-то, позвоните моим родителям по номеру такому-то!»
С самого раннего возраста внушайте ребенку,
что его тело принадлежит только ему и никто не имеет права
дотрагиваться до малыша без его согласия. Старайтесь не тискать и не
целовать ребенка, если он в данный момент этого не
хочет. И никогда не позволяйте этого делать другим людям. Малыш должен
четко знать, что никто не имеет права брать его на руки без разрешения
мамы, а если такое произошло, то вполне можно вести себя не очень
воспитанно: громко кричать и даже лягаться.
Внушайте ребенку, что вы никогда не пришлете
за ним в детский сад незнакомого человека. И если что-то подобное
случится, малыш не должен никуда идти с этим человеком, даже если
незнакомец уверяет, что его прислала мама (папа, бабушка и т.д.). И
напоминайте обо всем этом почаще, почаще, почаще! Дети так легко
забывают все то, чему мы их учим... http://www.2mm.ru/vospitanie/779
|
Правила экипировки
Одевая малыша на прогулку, проведите ревизию одежды. Лучше, чтобы
она была без шнурков, которыми можно зацепиться. Желательно, чтобы
обувь плотно фиксировалась на ноге и не «скользила». Это сделает игры ребенка более безопасными.
Жизнь на детской площадке
Как хорошо, что во дворах есть детские площадки с качелями! И
как одновременно плохо, что они есть! Современные тяжелые железные
конструкции обладают по истине разрушительной силой. И если такие
качели на большой скорости ударят ребенка, это может
закончиться плачевно. Опасность подстерегает не только крошечных
несмышленышей, которые подобрались близко к качелям, пока их мамы
увлеченно болтают на лавочке. И ребятишки постарше порой не могут
правильно оценить безопасное расстояние. Поэтому, вы четко должны
объяснить ребенку, что подходить к качелям можно
только сбоку, а обходить их – на большом расстоянии. Садится и слезать
нужно только тогда, когда качели остановлены, и ни в коем случае нельзя
с них прыгать. Расскажите о том, к чему могут привести нарушения этих
правил.
Сильно ударить малыша могут и карусели, если не
соблюдать элементарные правила безопасности. Так же, как и в случае с
качелями, почаще напоминайте крохе, что подходить к крутящимся
каруселям опасно. Сначала нужно дождаться их остановки, и только потом
усаживаться на сидение. И, конечно, крепко держаться.
Любой малыш знает, что лесенки, турнички, рукоходы,
одним словом, спортивные снаряды – штука очень интересная и веселая.
Они развивают ловкость, выносливость, координацию движений. И мама не
будет запрещать вдоволь полазить и повисеть на них. Конечно при
условии, что малыш будет делать все это с должной осторожностью. Прежде
всего, обратите внимание на покрытие спортивной детской площадки. Если
это песок, трава, опилки или, в крайнем случае, мелкая щебенка – смело
отпускайте туда малыша. Если же площадка забетонирована или
заасфальтирована, лучше поискать другое место для игр. Научите ребенка правильно спрыгивать с лесенки или турника. Когда ребенок раскачивается на перекладине, прыгать нужно в тот момент, когда тело начинает движение назад. Иначе можно легко упасть.
Всевозможные горки – любимое развлечение ребятишек. Но
мамам и папам стоит обратить внимание на их состояние, прежде чем
позволить крохе скатиться с ветерком. Если поручни или бортики горки
деревянные, то родителям, нужно проверить, насколько хорошо обработана
поверхность, чтобы избежать заноз на детских ручках. Для
ребятишек-дошкольников высота горки не должна превышать 1,2 м.
Проверьте, цело ли покрытие ската горки, нет ли на нем зазубрин. С
«правильной» горки кроха скатывается без остановки до самого низа и не
вылетает на землю, а задерживается на специальном, приподнятом выступе.
Малыш должен знать, что горки – не место для баловства. Подниматься и
съезжать нужно внимательно и аккуратно, соблюдать очередь и ни в коем
случае не толкать других ребятишек. Это может привести к серьезной
травме. Конечно, все время стоять рядом с горкой и опекать малыша не
обязательно. Но лучше не выпускать ребенка из поля зрения, чтобы вовремя отреагировать на опасное поведение детей.
Запрещать ребятишкам лазание по деревьям – штука
бесполезная. Все равно, рано или поздно, они испытают окрестные деревья
на прочность. А чтобы избежать падений и травм, лучше научить малыша
делать это правильно. Прежде всего, для лазания подходят только старые
деревья, с толстыми стволами и ветками. Молодое деревце можно легко
повредить, и оно погибнет, а сам малыш, став на тонкую ветку, полетит
вниз. Опираться нужно только на толстые живые ветки и, ни в коем
случае, не на сухие. Стоит сначала проверить прочность ветки, а только
потом на нее становиться. И еще: следите, чтобы малыш при лазании
чередовал руки и ноги: например, сначала перехватил руку, потом
переставил ногу. Опора на три конечности одновременно снижает опасность
падения.
Катание на роликах или велосипеде – занятия полезные во
всех отношениях, но, вместе с тем, довольно опасные. Прежде всего,
позаботьтесь о средствах защиты маленьких спортсменов. Всевозможные
шлемы, наколенники и налокотники – это не просто модные «примочки», а
то, что убережет малыша не только от разбитых коленок и ободранных
ручонок, но и от травм куда более серьезных. Шлем для роллера
обязательно подбирайте с примеркой. Он должен удобно сидеть на голове,
закрывать лоб, но не съезжать на глаза. Будут нелишними и специальные
перчатки без пальцев. Кататься на роликах лучше в специально отведенных
для этого местах. С велосипедом проще, только обязательно учите малыша
быть внимательным к «пешеходам» и не развивать большую скорость там,
где есть вероятность сбить кого-то из малышей. Если вам вместе с
маленьким велосипедистом нужно перейти проезжую часть, обязательно
снимите его с велосипеда и переведите через дорогу за руку, ведя
велосипед отдельно. И, конечно, никогда не выпускайте маленького
«гонщика» из поля зрения.
Драки – нередкая причина серьезных травм у детей. Чаще
это удел мальчишек, но встречаются и задиристые девчонки, которые
готовы «разбираться» с обидчиком при помощи кулаков. И кулаки – это еще
пол беды. Часто в ход идут подручные предметы: палки, железки, камни и
т.п. Одна из главных причин очень проста: ребята еще не понимают,
насколько серьезно можно поранить противника этими предметами.
Срабатывает обычный киношный стереотип: героя ударили по голове
здоровенным булыжником, а он себе не только жив, но и вполне здоров.
Подобные сцены искажают представление наших детей о реальной силе
удара, о боли, о том, насколько на самом деле хрупкая и уязвимая штука
– человеческая жизнь. И кто же еще, как не мамы и папы должны донести
до малышей эти простые истины? Если бы со всеми детьми говорили о
возможных последствиях таких вот драк, детского травматизма было бы
куда меньше…
Еще одна опасность – большие и маленькие четвероногие,
причем не только бродячие, но и самые настоящие домашние. Речь не
столько об опасных болезнях, которые могут переносить животные, сколько
о собачьей агрессии, жертвами которой иногда становятся дети.
Бесспорно, вы должны воспитывать в ребенке любовь и доверие к братьям
меньшим, но малыш должен четко знать, что собаки бывают разные и не
всегда добрые. К тому же, лучше вообще не подходить к незнакомым
животным. Расскажите малышу, что нельзя размахивать
руками или палкой возле собаки. Она подумает, что ее хотят ударить и
может укусить. Не стоит гладить и тискать незнакомую собаку. Ей это
может не понравиться. Ребенок должен знать, как вести себя при
нападении собаки. Если рядом нет спасительного пристанища – подъезда
или дерева – не стоит убегать, собака все равно догонит. Покажите малышу,
как нужно защитить лицо и шею, прижав подбородок к груди и закрывшись
согнутыми в локтях руками. А взрослые обязательно придут на помощь. http://www.2mm.ru/vospitanie/779
|
Я иду гулять
Безопасность ребенка на улице
Возможно, кое-кто из родителей малышей подумает, что эта статья не
для него. Еще не один год пройдет, пока кроха станет настолько
взрослым, чтобы гулять самостоятельно. Все это так. Но воспитывать
ответственность у ребенка необходимо с малых лет. Чем раньше вы
объясните малышу правила безопасного поведения на улице, тем вероятнее,
что он не забудет науку и сможет при необходимости правильно
воспользоваться этими уроками. Ваша задача – научить ребенка правильно
вести себя в экстремальной обстановке.
Виктория Белобородова
Двор без опасностей
Современные ребятишки начинают гулять без сопровождения родителей
гораздо позже, чем мы сами во времена своего детства. Но готовить кроху
к самостоятельным «выходам в свет» стоит заранее. Так, прогуливаясь
вместе с малышом, обойдите весь двор и обратите внимание на самые
опасные места: люки, подвалы, чердаки, строительные площадки.
Важно не просто сказать: «Сюда ходить нельзя! Это опасно!» Нужно
объяснить доходчиво, почему именно нельзя: в люк можно упасть, дверь
подвала может кто-нибудь закрыть, и тогда ребенок
останется там в заточении (если малыша заперли в подвале не нужно
кричать и плакать, лучше изо всех сил стучать в дверь – так скорее
кто-нибудь услышит и придет на помощь).
Большую опасность могут представлять даже припаркованные возле дома машины.
Обычно, малыши четко усваивают, что с движущимися машинами нужно быть
крайне осторожными. А вот стоящий автомобиль не вызывает у них
беспокойства. Расскажите ребенку, что автомобиль
может внезапно поехать, и водитель не заметит малыша, который, играя в
прятки, спрятался за багажником. Поэтому, нельзя бегать, и тем более
прятаться вокруг машин, а если под машину закатился мячик, нужно
обратиться за помощью к взрослым.
Малыши любят играть в больницу, магазин или «варить» для кукол
обеды на игрушечной плите. Для этого они рвут растущие поблизости растения
(траву, цветы, листья), собирают семена. И не всегда это используется
«понарошку». Ребенок может попробовать приготовленное «лекарство» или
кукольный «суп» на вкус. Но не все растения безобидны, как может
показаться. Например, у клещевины, которую в последние годы сплошь и
рядом выращивают у подъездов домов (в народе его называют «пальмой»),
смертельно ядовитые семена. Малышу достаточно проглотить 2–3 семечка,
что бы получить серьезное отравление. Обязательно объясняйте ребенку,
что никакие растения, ягоды и семена, сорванные на улице нельзя брать в
рот. А для игры лучше использовать безобидные и хорошо знакомые
растения, например одуванчик, подорожник, рябину.
Гуляя с малышом во дворе, вы должны быть твердо уверены, что вокруг нет открытых канализационных люков.
Статистика безжалостна: сотни детей гибнут и получают травмы именно по
этой причине. И здесь не помогут никакие предостережения «смотреть под
ноги» и «не наступать». В азарте подвижной игры малыш может просто не
заметить опасность. Поэтому, не надейтесь на коммунальные службы, а
берите инициативу в свои руки: проводите с другими родителями
периодическую ревизию и закрывайте люки досками. http://www.2mm.ru/vospitanie/779
|
Пусть он станет вежливым!Часть 3
Ксения считает свою дочку, 4-летнюю Анжелу, очень взрослой и
умной девочкой. Поэтому она старается все объяснять ей словами,
разговаривая «на равных». Анжела вроде бы все понимает, обещает
исправиться, но в следующий раз возникает все та же проблема. Ксения
уверена: дочка действительно хорошо понимает ее речь, так почему же она
не усваивает то, что ей говорят? Неужели она делает это назло?
Перед родителями часто встает вопрос: если ребенок
поступил невежливо (забыл поздороваться или стал кричать, вместо того
чтобы сказать спокойно), как дать ему понять, что вежливость – это
важно? Чаще всего для этого родители используют метод убеждения. Они
словами стараются объяснить малышу, что тот был «не
прав», и внушить, как нужно себя вести «в следующий раз». Но метод
убеждения, когда с ребенком говорят «как со взрослым», наименее
эффективен в возрасте до 5-6 лет. Да, дети понимают все, что им
говорят, но применить на практике оказываются не способны. И взрослые
раз за разом повторяют одни и те же нотации. Но дело не в ребенке.
Просто родители не всегда знают, какие способы еще существуют. Давайте
разберем несколько наиболее эффективных способов, позволяющих развить
вежливость у ребенка 3-6 лет без лишних моралей и нравоучений.
Игра-помощница
Игра – это основная деятельность в дошкольном детстве. Именно через игру ребенок
познает окружающий мир, узнает много нового, учится делать выводы,
развивает творческое воображение и пробует разные формы общения. К игре
нужно относиться бережно и с большим уважением. К сожалению, очень
немногие родители играют с малышами в сюжетные игры. А ведь именно игра – один из лучших способов показать ребенку эффективные способы общения и разрешения детских, но таких непростых проблем!
Итак, давайте поиграем с малышом в вежливость. Для этого вам
понадобятся любые игрушки, которые есть у вас дома. Это могут быть
мягкие зверюшки или человечки из конструктора, куклы, в общем, кто-то,
способный обозначить живое существо. Сюжетов для игры может быть много,
ведь вежливость нужна во многих ситуациях. В каких же?
- при встрече со знакомым;
- при общении в садике;
- при посещении поликлиники;
- при походе в магазин, кино;
- при посещении театра;
- в транспорте;
- в гостях или при приеме гостей у себя;
- и просто в ежедневном общении с близкими!
В общем, вежливость – это стиль жизни. В эти ситуации можно играть
бесконечно, но мы рассмотрим пример только одной такой игры. Вначале
взрослый играет за всех героев, но периодически спрашивает совета у ребенка:
как поступить дальше главному герою? Почему ему что-то не удалось или,
наоборот, получилось? Исполняя роли за героев сказки, подчеркивайте в
их репликах вежливые слова.
Белочка Маша очень любила кукол и часто приносила их в сад.
Зайчик: «Маша, дай мне куколку твою, пожалуйста! Я только посмотрю и отдам».
Маша: «Нет, не дам, сам приноси и играй!»
Расстроился зайчик и ушел от Маши. Подошла к Маше киска:
Киска: «Маша, давай поменяемся: я дам тебе мою куклу посмотреть, а ты мне – свою. Давай в дочки-матери играть?»
Маша: «Еще чего! Моя кукла новая, вдруг сломаешь».
Расстроилась Киска и ушла играть с другими зверятами. Надоело
Маше сидеть со своей куклой, и захотела она играть с другими ребятами. Маша: «Эй, зайчик! Ты все равно ничего не делаешь, давай поиграем!»
Зайчик: «Нет, Маша! Извини, но я не хочу играть с тобой».
Маша: «Киска, иди сюда, будем кукол пеленать!»
Киска: «Нет, Маша, я уже с Овечкой играю».
Никто из зверят не захотел играть с Машей.
Тут надо обсудить с ребенком, почему зверята отказались играть с Машей. Важно навести ребенка
на мысль, что Маша вела себя невежливо и грубо. Она не сказала зверятам
ни одного «волшебного слова», не разрешила посмотреть свою игрушку.
Нужно спросить ребенка, что бы он посоветовал белочке
Маше? Подскажите ему, при необходимости, что нужно быть вежливым.
Ребенок даже может обратиться к игрушке, дать ей совет. А игрушка
должна поблагодарить малыша. Продолжите игру.
Маша поняла, что вела себя невежливо. Она решила подойти к зайчику.
Маша: «Зайчик, Киска, извините меня, пожалуйста. Я вела себя
грубо. Если хотите, посмотрите мою куклу и давайте вместе поиграем».
Зайчик и Киска: «Хорошо, Маша, спасибо!».
Обсудите с ребенком: почему зверята согласились играть с Машей. В следующий раз позвольте ребенку играть за Зайку или Киску, а потом и за Машу.
Сказка-помощница
Еще одна форма, очень близкая ребенку, – это
сказочная история. Замечательная сказка есть у Ш.Перро. Она про двух
сестер, одна из которых была вежливой, а другая грубой. Первая
позволила волшебнице напиться из кувшина, когда ходила за водой,
получила в дар способность ронять изо рта цветы и драгоценные камни при
каждом слове. Вторая же, нагрубившая волшебнице, была наказана тем, что
роняла изо рта змей и жаб. Эта сказка в символическом виде помогает ребенку понять: вежливость подобна цветам и очень ценна, а грубость похожа на лягушек, выпрыгивающих изо рта.
Есть подобные сказки и у русского народа. Например, «Морозко»,
где учтивая и работящая девушка была вознаграждена волшебными дарами, а
вторая, грубая да ленивая, – ларцом со снегом.
Читая практически любую сказку, можно найти в ней ценность
вежливости. Можно это рассмотреть и в мультипликационных сюжетах.
Обращайте внимание ребенка на эти этические моменты, обсуждайте с ним поступки сказочных героев.
Многие сказки учат ребенка быть более терпимым
и вежливым. А можно придумать сказку специально, чтобы иллюстрировать
ту или иную форму вежливого поведения. Эти сказки должны быть простые и
достаточно короткие (чем меньше ребенок, тем короче).
Сказка – это тот же игровой сюжет, но без игрушек. Вы можете придумать
сказку вместе, а потом и поиграть в нее, а можете рассказывать игровой
сюжет как сказочный.
История для обсуждения
Для детей более старшего возраста (5-6 лет) в качестве
воспитательного средства подойдет «история для обсуждения» (хотя
ценность игры и сказки полностью сохраняется). Она конструируется так
же, как игра и сказка, т.е. имеет в основе какой-то сюжет, связанный с
той нормой вежливости, которую мы хотим донести до малыша. Но героями в
ней являются уже не звери, а люди. Пусть главный герой будет того же
пола, что и ваш ребенок. Договоритесь, что когда
малыш поймет, что герой действовал вежливо, он должен хлопнуть в
ладоши. А когда невежливо – топнуть ногой. Делайте паузы в тех местах,
где вы ждете реакции ребенка. Вот, например, такая история.
Рано утром мама пришла будить своего сына Сашу (или дочку Свету). Ему нужно было собираться в садик, а маме – на работу.
«Доброе утро, сынок! Вставай, умывайся», - сказала мама. Но
Саша сказал: «Не собираюсь вставать! Я спать хочу!» Наконец, после
долгих уговоров Саша встал с постели. Когда он проходил по коридору,
встретил бабушку и сказал ей «Привет, бабуля!» По дороге в сад Саша
увидел девочку из своей группы, но сделал вид, что ее не заметил. Когда
Саша вошел в группу, он громко сказал детям и воспитателю:
«Здравствуйте!» Пока дети играли в игрушки, девочка Катя случайно
задела стакан с карандашами и они рассыпались, но Саша сказал: «Давай я
тебе помогу их собрать!» На прогулке Саша случайно толкнул своего
друга, но не извинился. Вечером, когда за ним пришла мама и он оделся,
Саша громко попрощался с ребятами и воспитателем, сказав «До свидания,
до завтра!»
Вы сами можете придумать такие истории про посещение театра,
гостей, поликлиники. Важно, чтобы в истории были не только
отрицательные проявления, но и правильные поступки, чтобы внимание ребенка сохранялось и он учился оценивать, что хорошо, а что плохо. Если история будет содержать лишь «плохие» поступки, внимание ребенка
притупится и он будет автоматически осуждать героя, почти не слушая
историю. Такие истории хорошо рассказывать, когда вы вместе с ребенком
куда-то едете или ждете приема врача в поликлинике. В общем, они не
дадут ребенку заскучать и принесут пользу.
Игра «Волшебные слова»
Эта игра позволит ребенку узнать больше вежливых
слов и выражений. Конечно, то же самое можно сделать и в игре, и в
сказке, и в истории с обсуждением, но с помощью игры ребенок может понять, как много вежливых слов и выражений существует в русском языке.
Вариантов игры очень много. Вы можете придумать и свой вариант.
Главное – это соревновательный момент и цель: вспомнить как можно
больше вежливых слов и выражений. Можно рекомендовать родителям перед
игрой самим вспомнить и записать эти «волшебные» слова. Должно
набраться не меньше 20-25 слов. Попробуйте, это не так просто!
Вариант первый: «Командная вежливость». Если
в гости к вам пришли дети, разделите их на 2 команды. В каждой команде
может быть взрослый, но он вступает в игру только тогда, когда дети уже
не могут ничего нового предложить. Кто первый – решает жребий. Говорить
может любой из членов команды. Цель – назвать как можно больше вежливых
слов и выражений. Побеждает та команда, которая назвала последнее
слово. Таким же образом вы можете играть вдвоем с ребенком. Вариант второй: «Вежливые вышибалы». Вы, конечно,
помните, игру в вышибалы. Цель игрока – перейти на другую сторону, а
ведущего, стоящего посередине – не дать ему этого сделать. Чтобы
беспрепятственно перейти на другую сторону, в «вежливых вышибалах»
нужно назвать «волшебное» слово или выражение. Слова повторять, конечно
же, нельзя. Уже поиграв в такую игру несколько раз, дети хорошо
усваивают вежливые слова. Вы можете модифицировать эту игру, если
играете вдвоем с ребенком, просто перебрасывая мяч друг другу.
Вариант третий: «Награда за вежливость». Вы можете
играть вдвоем с ребенком. За каждое названное слово начисляются баллы.
Можно давать магнитик и крепить его на холодильник. Чья линеечка из
магнитиков будет длиннее? Также вы можете вырезать из бумаги два цветка
разного цвета, но с одинаковым количеством лепестков. За каждое
названное слово – лепесток. Чей цветок окажется пышнее?
Конечно, в любой из игр названные слова повторять нельзя. Когда
наступает ваша очередь, старайтесь употребить слово или выражение,
которое, как вы думаете, неизвестно ребенку или пока не «закрепилось» в его речи. Таким образом, вы сможете расширить его кругозор вежливости.
Итак, мы сегодня говорили о вежливости, этом качестве, без
которого невозможно представить культурного человека. Самое главное –
будьте вежливы сами, и не только в «публичных» местах, но и дома, в
ежеминутном общении с ребенком и другими близкими. http://www.2mm.ru/vospitanie/836
|
«Волшебные» слова. Часть 2
Следующий этап – это появление в лексиконе вежливых слов. После того как ребенок
начинает активно набирать «словарь», они вскоре появляются в речи. Но
происходит это только в том случае, если малыш их слышит от окружающих.
В противном случае ждать их можно будет еще очень долго. Уже 1,5–2-летние малыши могут произносить эти слова. Каким же словам стоит научить ребенка
в первую очередь? Конечно, это слова приветствия, и, прежде всего,
слово «здравствуй». Конечно, облегченное «привет» гораздо легче, но
после 3 лет нужно научить малыша именно слову «здравствуй». Это слово –
одно из основных. Говоря его, мы обозначаем, что тот, кому мы его
адресуем, существует для нас, мы желаем ему добра и здоровья. Также нужно научить малыша словам «пожалуйста», «спасибо»,
«извини», «до свидания». Это минимум, который должен быть в лексиконе
трехлетки: ребенок должен знать, когда применяются эти слова, и уметь правильно их употребить. Конечно, малышу понадобятся ваши подсказки. Дальше лексикон вежливых слов должен расширяться. Очень хорошо, если 6-летний ребенок может назвать и правильно применить 10-15 вежливых слов и выражений.
Эти невежливые трехлетки!
Закрепление норм вежливого поведения начинается лишь в возрасте
около 3 лет. Ребенок, переживающий «кризис 3 лет», может временно стать
совсем невежливым, ведущим себя капризно, а порой агрессивно с
окружающими. В это время малыш постоянно «проверяет» родителей: а
действительно ли нельзя то, что нельзя? Это происходит не из-за
«вредности» или «испорченного характера», а оттого, что малышу необходимо начертить «карту местности». В этот важный период он обозначает для себя границы дозволенного и недозволенного.
Как это связано с вежливостью? Напрямую! Именно этот период
является благоприятным для того, чтобы научить малыша сознательно
пользоваться вежливыми словами и демонстрировать вежливое поведение,
т.к. оно как раз и связано с «границами» допустимого. Руслану 3 годика, и его поведение порой ужасает родителей.
Он может ударить бабушку, сказать маме: «Ты плохая!» и вырвать игрушку
на улице из рук другого малыша, не пожелав извиниться. Но иногда Руслан
– сама вежливость. «Мама, дай, пожалуйста, хлебушка!», «Спасибо тебе за
машинку!», «Спокойной ночи, бабулечка!». Родители в растерянности: так
вежлив их сын или все же нет?
Руслан демонстрирует поведение, типичное для кризиса 3 лет. Оно
весьма неустойчиво, ведь «границы» на «карте» прочерчиваются сначала
пунктиром, а только потом – жирной линией. И в этот период может
закрепиться как вежливое, так и некультурное поведение. Многое зависит
от позиции родителей. Для того чтобы ребенок усвоил нормы вежливости, нужно неизменно и одинаково реагировать на нежелательное поведение.
Вот, например, малыш ударил бабушку. Вы возмущены. В этот момент
нужно подойти к нему и четко сказать: «Ты поступил плохо. Бить бабушку
нельзя». Потом нужно добиться, чтобы ребенок
извинился перед бабушкой. После этого придется пережить еще несколько
провокаций такого поведения, но если реагировать так, чтобы ребенок раз за разом понимал, что это поведение осуждается, оно скоро исчезнет. И, главное, нужно отмечать похвалой те случаи, когда ребенок
поступает правильно. Так как «невежливых» ситуаций бывает много, нужно
набраться терпения. Если же поведение то осуждается, то «спускается на
тормозах», у ребенка не формируется четкой границы и нормы вежливости так и могут остаться неустойчивыми на долгое время.
Дошкольный этикет
Ребенок, перешагнув границу в 4 года, начинает относиться к нормам
вежливости все более осознанно. Пример родителей продолжает оставаться
одной из главных «направляющих» в этом возрасте. Но ребенок перестает быть «пассивным» участником процесса. Теперь он критик, судья.
В старшей группе детского сада время свободной игры. Сквозь
общий шум то и дело раздаются детские голоса: «А Вера меня ударила, и
извиняться не хочет!», «А я Коле мячик дала, а он мне «спасибо» не
хочет говорить». Возгласы маленьких «ябед» раздаются каждую минуту…
Почему же дети так охотно замечают промахи других и не видят
свои? Почему они так беспощадно критичны к своим одногруппникам, но
сами забывают об элементарных приличиях? Потому что в их жизни наступил
очень важный этап: они учатся оценивать поведение других с точки зрения усвоенных ими этических норм[1]. Такое поведение не является истинным ябедничеством, у него совсем другая задача: ребенок
желает понять, правильно ли он усвоил ту или иную норму. Подходя к
воспитателю или родителям с информацией о том, что кто-то сделал что-то
не так, он желает знать: правильно ли он осудил это поведение. И если
взрослый подтверждает его правоту, то следование этой норме будет
закрепляться в поведении самого малыша. Если же взрослый говорит:
«Отстань!» или «Не ябедничай!», то малыш не получает ответа на свой
вопрос, а значит не понимает, как стоит себя вести. Пока ребенку 4-5 лет, родителям может
казаться, что он ведет себя даже менее вежливо, чем в 2-3 года, как
будто он «забыл» все навыки вежливости. Но это не так. Если в 2-3 года
вежливость была копированием стиля общения взрослых, то теперь
маленькому человеку нужно пропустить эти нормы «через себя», через свое
сознание. Поэтому и наступает период временной «утери» вежливости. Не
волнуйтесь, дальше наступит новый этап.
Ближе к шести годам ребенок начинает применять
нормы вежливости осознанно. Конечно, некоторые нормы закрепляются и
раньше, но самое благотворное время для этого конец пятого года жизни –
начало шестого. «Ябедничество» уменьшается, т.к. ребенок
уже усвоил, что хорошо и что плохо. Ребенку важно, что подумают о нем
окружающие, поэтому он старается произвести хорошее впечатление. В
малышах наконец-то появляются те самые черты маленьких «леди» и
«джентльменов». Конечно, успехи ребенка нужно
замечать и хвалить, ведь ему важно знать, что он движется в правильном
направлении. А если он ошибся или забыл какое-нибудь правило
вежливости, нужно лишь тактично (и вежливо!) напомнить о нем. http://www.2mm.ru/vospitanie/836
|
"Волшебные слова" Как воспитать вежливого ребенка Часть 1
Вежливость – одно из важнейших качеств культурного человека. Не
имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление
на окружающих. Поэтому родители стараются привить ребенку вежливость с
самых ранних лет. Некоторые дети легко усваивают эти нормы, а некоторым
это дается с трудом. Почему так происходит и как воспитать ребенка
вежливым человеком?
Нина Любимова Психолог
Что такое «вежливость»?
С тем, что вежливость – это очень важно, мало кто поспорит. Многие
родители в своих мечтах представляют своих 3-4-летних карапузов
настоящими маленькими «леди» и «джентльменами». Что же родители
понимают под словом «вежливость»?
Мама Арина, сыну Мише 4 года: «Мне хотелось бы, чтобы
Мишенька чаще пользовался «волшебными» словами: «здравствуй», «до
свидания», «спасибо», «пожалуйста». Чтобы он сам вспоминал, что надо
это слово сказать. Сейчас же мне приходится постоянно об этом
напоминать».
Мама Света, дочке Соне 5 лет: «Мне хотелось бы, чтобы Соня
вела себя более культурно. Приходим, например, в гости или в
поликлинику, а она начинает бегать, громко смеяться, шалить. Мне
кажется, что это какое-то невежливое поведение, ведь она мешает другим
людям. Лучше бы она спокойно посидела, а то мне стыдно за нее. Мне
кажется, что люди смотрят и меня осуждают, что не смогла ребенка воспитать».
Мама Полина, сыну Саше 4,5 года: «Меня расстраивает, что
Саша часто дерется. Может и бабушку ударить, и детей в саду. И никогда
прощения не попросит, будет смотреть упрямо в пол и молчать. Хотелось
бы, чтобы он научился хотя бы минимальной вежливости - прощения
просить».
Видите, как по-разному родители понимают вежливость! У каждого из них свой образ того, каким должен быть их ребенок,
чтобы считаться вежливым малышом. А что такое «вежливость» для вас? И
какое из «волшебных» слов вы считаете главным? Поняв это, вы сможете
выстроить воспитательную линию поведения.
Вежливость, растущая вместе с ребенком
Когда можно начинать прививать малышу нормы
вежливости? Кто-то из родителей уверен, что это качество нужно
воспитывать с пеленок, а кто-то и про 4-летнего карапуза скажет, что он
«еще не способен этого понять». На самом деле более правы сторонники
«пеленочного» подхода, и вот почему. Ребенок с самых первых дней живет и воспитывается в
определенной среде, и, как губка, впитывает ее особенности. Путь,
который проделывает ребенок за первый год жизни,
поистине огромен: от крохотного несмышленыша до человечка, способного
общаться и находить контакт с окружающими его людьми. И именно в это
время закладываются первые нормы вежливости. Как же это происходит,
ведь ребенку пока невозможно их объяснить? Он их
усваивает, видя, как общаются между собой и с ним его родные люди.
Давайте разберем несколько ситуаций.
Ситуация первая: Аня и Максим – молодые супруги,
воспитывающие годовалого Данилу. В их семье принято говорить спокойным
тоном, употребляя вежливые слова «спасибо», «пожалуйста», «на здоровье»
и т.д. Даже разговаривая с Данилкой, мама Аня не забывает об этих
словах: «Даня, дай мне, пожалуйста, погремушку. Вот спасибо!», «Кушай
кашку. Приятного аппетита!», «Спокойной ночи, сынок!», «Я тебя случайно
толкнула. Извини, пожалуйста!».
Ситуация вторая: Маша и Кирилл – тоже молодые супруги, и у
них растет 11-месячная Катюша. Но стиль общения в их семье совсем
другой. Слова «пожалуйста» или «извини» практически не звучат из уст
взрослых. И в общении с малышкой мама Маша обходится без них. Вместо
Спокойной ночи!» звучит «Спи быстро!», вместо «Дай, пожалуйста!»
слышится «Отдай, а то сейчас влетит!».
Как вы думаете, в какой ситуации ребенок
быстрее научится вежливости? Конечно же, в первой. Если в семье
вежливый и уважительный стиль общения, то он является привычным для ребенка
с первых месяцев жизни. В этом случае и «волшебные» слова появятся в
лексиконе очень рано. Эти слова появятся естественно, без чтений лекций
и педагогических внушений. И на вопрос «Как вы смогли воспитать ребенка
таким вежливым?» родители либо ответят, что он «как-то сам» таким стал,
либо скажут, что «мы сами так себя ведем, поэтому и малыш за нами
тянется». Во второй ситуации развитие вежливости находится под вопросом.
Ребенок не знает другого общения между взрослыми, а оно носит
вульгарно-агрессивный характер. Общеупотребимые «волшебные» слова
заменяются либо сленговыми «клево», «супер», либо не употребляются
вообще. И в этом случае вежливость сама собой не появится. Возможно,
родители когда-нибудь задумаются над тем, почему ребенок
не умеет здороваться, прощаться и говорить «спасибо». И тогда, скорее
всего, его будут принуждать к этому «силовыми» методами, вместо того
чтобы поменять что-то в своем поведении. А когда мама услышит из уст
карапуза: «Ну-ка дай мне быстро ту игрушку, а то влетит!» вместо фразы
«дай, пожалуйста», то скорее отругает его, вместо того чтобы
задуматься, почему именно такая форма обращения выбрана ребенком.
Ребенок – как глина: что слепишь, то и будет. Если вы
когда-нибудь занимались отливкой из гипса, то можете вспомнить простую
вещь. Если у вас в руках резиновый шаблон в виде зайчика, то, как ни
старайся, мишка из гипса не получится. Так вот «шаблон» – это стиль
отношений в семье, а жидкий «гипс» – это ребенок. Каков шаблон, такая получится и отливка. Поэтому первый и главный этап в воспитании вежливости ребенка – это демонстрация ему правильного примера взрослыми.
http://www.2mm.ru/vospitanie/836
| |