Спам - это рассылка, которую никто не заказывал. Практически как телевизионная, наружная, радио и прочая реклама. Только если за просмотр традиционных видов рекламы платит рекламодатель, то спам оплачивают на пару и тот, кто дает рекламу, и тот, кто ее получает. И в этом основная несправедливость. Какой смысл мне оплачивать тонны ненужного мусора, который ежедневно падает на мой электронный ящик?
Парадокс: чем жестче закон той или иной страны, тем больше спама ею генерируется. Больше всего спама сегодня «валится» из США и Китая. Россия входит в десятку и вплотную приближается к пятерке.
В нашей стране массовое распространение незапрошенной информации запрещено новой редакцией закона «О рекламе», вступившей в силу 1 июля 2006. Однако за прошедший год количество спамеров не только не уменьшилось, но и многократно возросло. При этом ни один спамер не предстал перед судом за нарушение закона, и, судя по всему, в ближайшее время никто к ответу спамеров призывать и не собирается (для сравнения вспомните, как проявляется активность правоохранительных органов в борьбе с контрафактом). Поэтому пользователи вынуждены самостоятельно бороться с надоедливыми письмами.
По статистике, только за 2006 год объем спама возрос в десятки раз, а его доля в общем количестве корреспонденции составила около 93%. Прошлый год стал рекордным и по уровню продаж тех или иных антиспамовых предложений, причем в ходу было все от дорогих серверных до дешевых клиентских решений.
Чем же нас раздражает этот вид (назовем его «вид») рекламы? От любой другой рекламы можно отказаться. От спама отказаться нельзя. У него нет обратного адреса. Вы попросту вынуждены тратить время на уничтожение таких писем. Если спама много, вы рискуете удалить (не заметить) нужное письмо.
Уверена, что большинство пользователей вообще не читают такие сообщения, а значит, не покупают, не вступают и не записываются, т.е. получают спам-почту впустую. Отклик составляет не более нескольких случаев на тысячу писем. Так почему они все еще шлют их нам?
Около месяца назад ФБР арестовало в Сиэтле одного из 10 известнейших спамеров мира. Роберт Соловей прославился тем, что предлагал рассылку 20 млн. рекламных писем за 15 дней всего за 495 долларов. Спамера не остановило ни то, что он уже проиграл два иска, выдвинутые против него Microsoft и небольшим провайдером по оказанию Интернет-услуг из Оклахомы, ни убытки, которые он потерпел в результате - более 17 млн. долларов. Сегодня обвинители собираются лишить его гораздо меньшей суммы - всего 773 тысяч долларов, но на этот раз Соловей определенно пойдет за решетку.
Роберт Алан Соловей осужден по 35 пунктам, среди которых обвинение в мошенничестве, краже реквизитов пользователей и отмывании денег, а так же использовании сетей компьютеров-«зомби» для рассылки спамовых писем.
Спамер использовал технологию зомбирования компьютеров программами-троянами, после чего машины начинали выполнять действия по рассылке спам-почты по команде мошенника. При этом владелец же машин мог и вовсе не догадываться о том, что его компьютер заражен. Это первый в стране случай, когда федеральные обвинители применили понятие кражи персональных данных, чтобы преследовать спамера в судебном порядке.
Историю Роберта Алана Соловья можно романтизировать, представляя его в образе подвижника или модном нынче образе пирата... Но ни на один из них он не тянет. Он простой 27-летний, очень состоятельный и талантливый мошенник, у которого даже после ареста четырех счетов осталось достаточно денег. О чем это говорит? О том, что с арестом Соловья спамеров не станет меньше, наоборот, найдется еще много таких соловьев, не менее талантливых.
С другой стороны данная история - несет в себе и рекламную подноготную: «Ау, заказчики, никому 20 миллионов писем за 495 долларов не надо?» Теперь мы знаем, сколько это стоит. Даже если предложить, что на тысячу умных, 5 дураков откликнется, в пересчете на размах Соловья получается примерно 100 тыс. дураков за 495 долларов. Действительно, очень дешево.
Спамеры, вообще, очень хорошо «секут фишку». Допустим, ладно, Соловей - уникум, но и остальные - тоже не лыком шиты. Тысячи людей занимаются тем, что покупают и перепродают копии всевозможных Sender'ов и Extractor'ов, а также спам-листов. А, разжившись широким каналом доступа, организуют конторки по предоставлению комплексных услуг спам-сервиса, под заказ. А поскольку спам чаще всего рассылается с зараженных троянами компьютеров пользователей, то затраты самих спамеров на организацию рассылок крайне низки.
Картинка получилась так себе: маленькие спамеры организуют маленькие конторки и «доят» заказчика. В целом верно, но за одним «но»: спамеры тоже не стоят на месте. Сегодня от 25 до 40% спама содержит изображения, а подчас и целые письма переделываются в картинки. Многие послания приходят с измененной кодировкой или в виде HTML-письма. Отдельное направление спамерской рассылки - Интнернет-пейджеры (ICQ, AIM, MSN и др.), блоги и коммъюнити.
Сегодня сложно подсчитать точный отклик от спам рассылки. Естественно, с одной стороны, опытные пользователи редко читают (не то, что откликаются) подобные письма, с другой - с повсеместным распространением компьютеров и удешевлению услуг провайдеров, в Интернет хлынула волна доверчивых, неопытных пользователей более старшего возраста, которые охотно ведутся на спам-почту. По статистике двухлетней давности 31% получателей спама кликают по ссылкам в спам-письме,18% - пытаются так или иначе отписаться от непрошенной рассылки, а 10% - хотя бы раз покупали товары или пользовались услугами, информацию о которых почерпнули с помощью спама.
И, наконец, спам выгоден и самим заказчикам. Каким еще способом вы сможете охватить аудиторию в 2-5 млн. человек всего за 500 долларов? Только спамом. Причем, при таких ценах, заказчиком может стать кто угодно, вплоть до человека, решившего выгодно продать недвижимость. Ему может быть и не нужно тысячи откликов, его устраивает только один, но с конечным результатом.
Впрочем, если судить по ежедневному спаму, спам как таковой не очень-то интересует крупные компании, которые предпочитают пользоваться директ-мейлом. Основная категория заказчиков спам-рассылок это средний и мелкий B2B, продавцы коммерческой, реже жилой, недвижимости, и сомнительная торговля. У таких компаний практически нет альтернативы для продвижения своих товаров, которые это большинству пользователей совсем ни к чему.
Остается меньшинство, численность которого исчисляется миллионами людей по всему миру, которые, пользуясь этими рассылками, совершают покупки. По некоторым оценкам, объем сделок заключенных посредством спам-рассылок составляют десятки миллиардов долларов в год.